Вход
Последние темы
Погода
Кто сейчас на форуме
Сейчас посетителей на форуме: 1, из них зарегистрированных: 0, скрытых: 0 и гостей: 1 Нет
Больше всего посетителей (256) здесь было Вс Июл 30, 2017 8:18 am
Антон Брукнер
Страница 2 из 2
Страница 2 из 2 • 1, 2
Re: Антон Брукнер
Музыкальный словарь Гроува
Брукнер (Bruckner), (Йозеф) Антон (4.9.1824, Ансфельден, — 11.10.1896, Вена). Австрийский композитор. Начальное музыкальное образование получил под руководством своего отца, сельского учителя и органиста. В возрасте 10 лет овладел органом настолько, что мог замещать отца в местной церкви. После его смерти (1837) стал певчим в монастыре Санкт-Флориан (близ Линца); там же продолжил обучение игре на органе, занимался скрипкой и теорией музыки. Некоторое время работал школьным учителем в провинции. В 1845 вернулся преподавать в монастырь Санкт-Флориан; с 1851 служил там же органистом. К тому времени Б. уже был автором месс и др. духовных сочинений. В 1855 был назначен органистом Линцского собора; в том же году прошел в Вене курс контрапункта у Зехтера. Продолжал брать уроки у авторитетных музыкантов до начала 1860-х. Решающую роль в жизни Б. сыграло знакомство с операми Вагнера «Тангейзер» и «Тристан и Изольда» (1863). С той поры творческая эволюция Б. пошла по новому пути, о чем свидетельствуют 3 его мессы, созданные в 1864—68. В 1863 Б. сочинил свою первую симфонию (без порядкового номера); вскоре жанр симфонии занял в его творчестве господствующее место.
В 1868, после смерти Зехтера, Брукнеру был предложен пост преподавателя теории в Венской консерватории, который он принял не без колебаний. В последующие годы Б. выступал в Париже и Лондоне как органист-виртуоз и импровизатор. Между тем в Вене его творчество не получало признания. Венский ФО отверг его 1-ю симфонию как «сумасбродную», 2-ю — как «бессмысленную» и «неисполнимую». Премьера 3-й симфонии (во 2-й редакции, 1877) провалилась. 4-я симфония имела успех, однако 5-я была сыграна с опозданием на 18 лет, а 6-ю Б. так и не услышал полностью. Сторонники Брамса в полемике с «вагнерианцами» жестоко критиковали Б. за его преклонение перед Вагнером. Друзья Б. настоятельно рекомендовали ему внести сокращения в его «чрезмерно длинные» симфонии или делали это сами. Б., которому была свойственна неуверенность в себе, покорялся их воле.
В 1870—74 Б. преподавал также в педагогическом лицее, с 1875 читал лекции по гармонии и контрапункту в Венском университете. Его учениками были Г. Адлер, М. Граф, Жак-Далькроз, Клозе, Мотль, Шальк, Шенкер, Ф. Шмидт. Широкое признание пришло к Б. только в 1880-х, после триумфальной лейпцигской премьеры 7-й симфонии п/у Никиша (1884). Симфонии Б. стали исполняться в Германии и в др. странах, а сам он был осыпан официальными почестями. Тем не менее его настойчиво просили сократить 8-ю симфонию (что он и сделал в 1890, спустя 3 года после ее завершения). 9-я симфония, которую Б. намеревался посвятить Господу Богу, осталась неоконченной. Б. успел сочинить 3 части; чувствуя, что на создание четвертой ему не хватит сил, он рекомендовал будущим дирижерам использовать в качестве финала монументальный Te Deum для солистов, хора и оркестра, созданный в 1884. В настоящее время 9-я симфония исполняется обычно в трехчастной версии (хотя за последние десятилетия было сделано несколько попыток восстановить ее финал по сохранившимся наброскам).
Все творчество Б. проникнуто глубокой религиозностью. Его симфонии часто сравнивают с готическими соборами, имея в виду как их монументальные масштабы, так и их возвышенный, торжественный тон. Основными источниками влияния для Б. были Бетховен и Вагнер. Симфонии Б. близки 9-й симфонии Бетховена по соотношению частей. Подобно начальному Allegro ma non troppo 9-й симфонии Бетховена, первые части симфоний Б. открываются мистическими, словно вырастающими из тишины «интродукциями», разворачиваются в умеренном темпе и полны внутреннего напряжения, которое разряжается в мощных драматических кульминациях. Как и в 9-й симфонии Бетховена, скерцо у Б. велики по объему; их крайние разделы воплощают образ безостановочного стихийного движения, а в тематизме средних разделов явственно выражен фольклорный оттенок (часто они выдержаны в характере лендлера и стилистически родственны не только Бетховену, но и многим страницам инструментальной музыки Шуберта). Огромное Adagio 9-й симфонии Бетховена — модель медленных частей симфоний Б., форма которых также основывается на сопоставлении двух тем широкого мелодического дыхания и сочетает в себе признаки рондо, сонаты и вариаций. Влияние Вагнера на Б. выражается в некоторых особенностях оркестровки — например, в использовании квартета вагнеровских туб (впервые — в медленной части Седьмой симфонии, посвященной памяти Вагнера). Как и Вагнер, Б. испытывает пристрастие к долгим, экспрессивным мелодическим линиям струнных (один из самых ярких примеров — начальная тема Седьмой симфонии, порученная виолончелям в среднем и высоком регистре).
При всей важности преемственных связей с Бетховеном, Шубертом и Вагнером, музыка Б. глубоко индивидуальна. Из одной симфонии в другую переходит устойчивая система оборотов и приемов, по которым нетрудно распознать его неповторимый почерк. В сонатных формах Б. основные разделы обычно отделены друг от друга многозначительными паузами. Подходы к кульминациям в первых частях его симфоний отмечены повторениями одних и тех же элементарных мотивов, а в медленных частях — бесконечными фигурами вращения у скрипок на фоне нарастающей звучности остального оркестра. В ритмике и мелодике побочных тем обычно подчеркнуто танцевальное или песенное начало. Финалы всех симфоний Б., начиная с Третьей, завершаются торжественным апофеозом, тематически связанным с главной партией первой части.
Большинство симфоний Б. издано по меньшей мере в 2 редакциях. Собрание сочинений (Sämtliche Werke) под ред. Р. Хаса (Haas) и др. содержит главным образом первоначальные, тогда как собрание сочинений (Gesamtausgabe) под ред. Л. Новака и др. — переработанные и сокращенные версии.
Для орк.: симфонии f (1863), d («№ 0», 1863—69), № 1 c (1866, 2-я ред. 1891), № 2 c (1872, 3-я ред. 1877), № 3 d (посвящ. Вагнеру, 1873, 2-я ред. 1877, 3-я ред. 1889), № 4 Es, «Романтическая» (1874, 2-я ред. 1880, 3-я ред. 1886), № 5 B (1876, 2-я ред. 1878), № 6 A (1881), № 7 E (1883), № 8 c (посвящ. императору Францу Иосифу, 1887, 2-я ред. 1890), № 9 d, неоконч. (1896); увертюры; марши.
Для кам. анс. и клавишных инстр.: Стр. квинтет F (1879); 5 др. произв. для кам. анс.; прелюдии, фуги, др. пьесы для органа; пьесы для фп., в т. ч. в 4 руки.
Духовная муз.: Реквием (1849); Missa solemnis b (1854); мессы: № 1 d (1864, 2-я ред. 1876), № 2 e (1866, новая ред. 1882), № 3 f (1868, 2-я ред. 1876); отд. части месс; Te Deum C (1884); псалмы; мотеты.
Светская вок. муз.: ок. 40 кантат, хоры, песни.
Брукнер (Bruckner), (Йозеф) Антон (4.9.1824, Ансфельден, — 11.10.1896, Вена). Австрийский композитор. Начальное музыкальное образование получил под руководством своего отца, сельского учителя и органиста. В возрасте 10 лет овладел органом настолько, что мог замещать отца в местной церкви. После его смерти (1837) стал певчим в монастыре Санкт-Флориан (близ Линца); там же продолжил обучение игре на органе, занимался скрипкой и теорией музыки. Некоторое время работал школьным учителем в провинции. В 1845 вернулся преподавать в монастырь Санкт-Флориан; с 1851 служил там же органистом. К тому времени Б. уже был автором месс и др. духовных сочинений. В 1855 был назначен органистом Линцского собора; в том же году прошел в Вене курс контрапункта у Зехтера. Продолжал брать уроки у авторитетных музыкантов до начала 1860-х. Решающую роль в жизни Б. сыграло знакомство с операми Вагнера «Тангейзер» и «Тристан и Изольда» (1863). С той поры творческая эволюция Б. пошла по новому пути, о чем свидетельствуют 3 его мессы, созданные в 1864—68. В 1863 Б. сочинил свою первую симфонию (без порядкового номера); вскоре жанр симфонии занял в его творчестве господствующее место.
В 1868, после смерти Зехтера, Брукнеру был предложен пост преподавателя теории в Венской консерватории, который он принял не без колебаний. В последующие годы Б. выступал в Париже и Лондоне как органист-виртуоз и импровизатор. Между тем в Вене его творчество не получало признания. Венский ФО отверг его 1-ю симфонию как «сумасбродную», 2-ю — как «бессмысленную» и «неисполнимую». Премьера 3-й симфонии (во 2-й редакции, 1877) провалилась. 4-я симфония имела успех, однако 5-я была сыграна с опозданием на 18 лет, а 6-ю Б. так и не услышал полностью. Сторонники Брамса в полемике с «вагнерианцами» жестоко критиковали Б. за его преклонение перед Вагнером. Друзья Б. настоятельно рекомендовали ему внести сокращения в его «чрезмерно длинные» симфонии или делали это сами. Б., которому была свойственна неуверенность в себе, покорялся их воле.
В 1870—74 Б. преподавал также в педагогическом лицее, с 1875 читал лекции по гармонии и контрапункту в Венском университете. Его учениками были Г. Адлер, М. Граф, Жак-Далькроз, Клозе, Мотль, Шальк, Шенкер, Ф. Шмидт. Широкое признание пришло к Б. только в 1880-х, после триумфальной лейпцигской премьеры 7-й симфонии п/у Никиша (1884). Симфонии Б. стали исполняться в Германии и в др. странах, а сам он был осыпан официальными почестями. Тем не менее его настойчиво просили сократить 8-ю симфонию (что он и сделал в 1890, спустя 3 года после ее завершения). 9-я симфония, которую Б. намеревался посвятить Господу Богу, осталась неоконченной. Б. успел сочинить 3 части; чувствуя, что на создание четвертой ему не хватит сил, он рекомендовал будущим дирижерам использовать в качестве финала монументальный Te Deum для солистов, хора и оркестра, созданный в 1884. В настоящее время 9-я симфония исполняется обычно в трехчастной версии (хотя за последние десятилетия было сделано несколько попыток восстановить ее финал по сохранившимся наброскам).
Все творчество Б. проникнуто глубокой религиозностью. Его симфонии часто сравнивают с готическими соборами, имея в виду как их монументальные масштабы, так и их возвышенный, торжественный тон. Основными источниками влияния для Б. были Бетховен и Вагнер. Симфонии Б. близки 9-й симфонии Бетховена по соотношению частей. Подобно начальному Allegro ma non troppo 9-й симфонии Бетховена, первые части симфоний Б. открываются мистическими, словно вырастающими из тишины «интродукциями», разворачиваются в умеренном темпе и полны внутреннего напряжения, которое разряжается в мощных драматических кульминациях. Как и в 9-й симфонии Бетховена, скерцо у Б. велики по объему; их крайние разделы воплощают образ безостановочного стихийного движения, а в тематизме средних разделов явственно выражен фольклорный оттенок (часто они выдержаны в характере лендлера и стилистически родственны не только Бетховену, но и многим страницам инструментальной музыки Шуберта). Огромное Adagio 9-й симфонии Бетховена — модель медленных частей симфоний Б., форма которых также основывается на сопоставлении двух тем широкого мелодического дыхания и сочетает в себе признаки рондо, сонаты и вариаций. Влияние Вагнера на Б. выражается в некоторых особенностях оркестровки — например, в использовании квартета вагнеровских туб (впервые — в медленной части Седьмой симфонии, посвященной памяти Вагнера). Как и Вагнер, Б. испытывает пристрастие к долгим, экспрессивным мелодическим линиям струнных (один из самых ярких примеров — начальная тема Седьмой симфонии, порученная виолончелям в среднем и высоком регистре).
При всей важности преемственных связей с Бетховеном, Шубертом и Вагнером, музыка Б. глубоко индивидуальна. Из одной симфонии в другую переходит устойчивая система оборотов и приемов, по которым нетрудно распознать его неповторимый почерк. В сонатных формах Б. основные разделы обычно отделены друг от друга многозначительными паузами. Подходы к кульминациям в первых частях его симфоний отмечены повторениями одних и тех же элементарных мотивов, а в медленных частях — бесконечными фигурами вращения у скрипок на фоне нарастающей звучности остального оркестра. В ритмике и мелодике побочных тем обычно подчеркнуто танцевальное или песенное начало. Финалы всех симфоний Б., начиная с Третьей, завершаются торжественным апофеозом, тематически связанным с главной партией первой части.
Большинство симфоний Б. издано по меньшей мере в 2 редакциях. Собрание сочинений (Sämtliche Werke) под ред. Р. Хаса (Haas) и др. содержит главным образом первоначальные, тогда как собрание сочинений (Gesamtausgabe) под ред. Л. Новака и др. — переработанные и сокращенные версии.
Для орк.: симфонии f (1863), d («№ 0», 1863—69), № 1 c (1866, 2-я ред. 1891), № 2 c (1872, 3-я ред. 1877), № 3 d (посвящ. Вагнеру, 1873, 2-я ред. 1877, 3-я ред. 1889), № 4 Es, «Романтическая» (1874, 2-я ред. 1880, 3-я ред. 1886), № 5 B (1876, 2-я ред. 1878), № 6 A (1881), № 7 E (1883), № 8 c (посвящ. императору Францу Иосифу, 1887, 2-я ред. 1890), № 9 d, неоконч. (1896); увертюры; марши.
Для кам. анс. и клавишных инстр.: Стр. квинтет F (1879); 5 др. произв. для кам. анс.; прелюдии, фуги, др. пьесы для органа; пьесы для фп., в т. ч. в 4 руки.
Духовная муз.: Реквием (1849); Missa solemnis b (1854); мессы: № 1 d (1864, 2-я ред. 1876), № 2 e (1866, новая ред. 1882), № 3 f (1868, 2-я ред. 1876); отд. части месс; Te Deum C (1884); псалмы; мотеты.
Светская вок. муз.: ок. 40 кантат, хоры, песни.
Страница 2 из 2 • 1, 2
Страница 2 из 2
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
|
|
Вт Окт 16, 2012 4:07 am автор Михаил
» ТАКСИ РЖД ТАКСИ 495 765 43 21
Чт Авг 02, 2012 12:15 am автор Михаил
» Беркович Исаак Яковлевич
Чт Фев 24, 2011 11:51 pm автор Михаил
» Синатра, Фрэнк
Пт Фев 11, 2011 11:09 pm автор Катя В.
» О себе и от себя.
Вт Дек 07, 2010 3:30 am автор Катя В.
» Караоке в моем исполнении или умение заниматься ерундой.
Чт Ноя 18, 2010 2:57 am автор Михаил
» Марк Твен.
Пн Май 10, 2010 11:22 pm автор Михаил
» Вера Матвеева
Вс Апр 25, 2010 12:51 am автор Катя В.
» Виктор Луферов
Сб Мар 06, 2010 9:27 pm автор Михаил